VI Международная научно-практическая конференция Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: Базовые ценности культуры в экранном контексте
Научно-практический семинар V школа сербистики "Доминанты сербской культуры"
VII Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»
Всероссийская междисциплинарная научная конференция «МУЗЕЙ – НАУКЕ» (к 180-летнему юбилею профессора МГУ Д.Н. Анучина и 140-летию организации Музея антропологии)
XXXIV Международная научная конференция по японской филологии и методике преподавания японского языка «Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания», посвящённая празднованию 270-летия Московского государственного университета имени М. В. Ломон
IV Межвузовская студенческая конференция «Региональные варианты массовой культуры»
Межрегиональная научная студенческая конференция «А. И. Чупров: эпоха, современники, ученики»
Международная научная конференция «VIII Соколовские научные чтения: Русская литература в периодических изданиях»
VIII Международная научная конференция «Конвергентные когнитивно-информационные технологии»
VIII Международная научная конференция «Конвергентные когнитивно-информационные технологии»
VII Международный конкурс на лучшую научную работу «Аrs Sacra Audit»
Научная конференция «Школе геофизиков МГУ - 80 лет. Перекличка поколений», посвященная 80-летию образования кафедры геофизики и 40-летию создания отделения геофизики на геологическом факультете МГУ
Ученые географического факультета МГУ впервые в разных частях крупнейшего мегаполиса Европы – Москве (на западе с крупными транспортными узлами и исторически более промышленном востоке) – провели сравнительный анализ накопления 22 потенциально токсичных химических элементов (кадмий, свинец, мышьяк, сурьма, цинк, хром и др.) в частицах дорожной пыли. Исследованы четыре фракции: самые тонкие частицы с диаметром менее 1 мкм, часто называемые РМ1, и способные легко выдуваться с дорожного полотна, долго находиться в воздухе во взвешенном состоянии, создавая угрозу населению, а также более крупные частицы с диаметром 1–10 мкм (РМ1–10), потенциально способные к выдуванию частицы 10–50 мкм (РМ10–50) и наиболее крупные 50–1000 мкм (РМ50–1000), практически не выдуваемые с дорог. Результаты исследования, поддержанного мегагрантом Минобрнауки России в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты», опубликованы в журнале Environmental Science and Pollution Research.
Интерес к изучению состояния окружающей среды мегагородов постоянно растёт, так как, по данным ООН, численность проживающего в них населения за последние 70 лет выросла в 20 раз, а доля в общей структуре городского населения мира изменилась с 3% до 13%. Уже давно известно, что дорожная пыль является одним из основных источников твердых частиц в городской атмосфере, что нередко создает угрозу для здоровья людей. Однако различия во вкладах источников химических элементов в дорожной пыли в разных частях одного города, особенно в дифференцированных по крупности частицах, были практически не изучены, хотя такая неоднородность ожидаема из-за наличия территорий разного хозяйственного назначения (так называемых функциональных зон). Сотрудникам географического факультета МГУ (Дмитрий Власов, Джессика Васильчук, Наталья Кошелева, Николай Касимов) впервые удалось количественно оценить различия в химическом составе четырех фракций дорожной пыли в двух округах Москвы, отличающихся характером техногенного воздействия.
«В целом наше исследование подтверждает тенденцию, отмеченную во многих других городах: интенсивность накопления потенциально токсичных элементов возрастает при уменьшении размера частиц. Однако на западе города тонкие частицы РМ1 наиболее сильно обогащены токсичными элементами, тогда как более грубые (и менее опасные) РМ1–10 из-за воздействия промышленных предприятий и частых дорожных заторов более интенсивно загрязнены опасными элементами на востоке, особенно во дворах и на МКАД», – рассказала одна из авторов исследования Джессика Васильчук.
С помощью статистических методов (методом главных компонент с множественной линейной регрессией) впервые для города определены основные источники потенциально токсичных элементов в пыли разной крупности на дорогах и во дворах жилых домов. Это промышленные объекты (включая предприятия по переработке и сжиганию мусора), выхлопные и невыхлопные выбросы транспорта, загрязненные частицы придорожных почв, частицы горных пород и строительных материалов. Также установлено, что на востоке Москвы различия химического состава пыли между дорогами разной крупности «сглаживаются» из-за воздействия промышленности, активно обогащающей пыль такими элементами как сурьма, молибден, мышьяк, никель, висмут, кадмий, олово, в результате чего вклад этого промышленного фактора в химический состав пыли на востоке на 10–30% больше, чем на западе.
«Мы также доказали, что в Москве вклад антропогенных факторов в накопление токсичных элементов наиболее высок для тонких фракций пыли (РМ1 и РМ1–10) и уменьшается с ростом размера частиц за счет повышения вклада природных источников (например, горных пород). Полученные результаты могут быть использованы для улучшения системы уборки дорог коммунальными службами. Они показали необходимость включения дорожной пыли и ее гранулометрических фракций в систему эколого-геохимического мониторинга городской среды», – заключил один из авторов исследования Дмитрий Власов.