7
Календарь конференций
  • 8 апреля – 31 декабря

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 1 – 30 ноября

    Внутривузовский этап в МГУ имени М.В. Ломоносова Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов "Наука будущего - наука молодых"

  • 10 – 11 ноября

    V Международная научно-практическая конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 23 – 26 ноября

    Всероссийская конференция и XII научная молодежная Школа с международным участием

  • 17 – 18 декабря

    VII Международная научная конференция «Русская литература ХХ–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения)»

  • 1 сентября – 31 декабря

    Форум «Гуманитарные науки и вызовы современности»

  • 8 апреля – 31 декабря

    Ежегодный Фестиваль школьных средств массовой информации на факультете журналистики МГУ

  • 2 февраля

    Международная научная конференция "Новые идеи и теоретические аспекты инженерной геологии"

Все конференции
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Проект «Вернадский»
Электронная трудовая книжка

Единая поисковая система по зарубежным базам данных
«Университет без границ»
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
Программы дополни-
тельного образования

Лауреат премии им.М.В.Ломоносова за научную деятельность 1996

Профессор БОГОМОЛОВ Николай Алексеевич


Родился 16 декабря 1950 г. в г. Москве.

Кандидат филологических наук (1979), доктор филологических наук (1993), профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики (1993). Член редколлегии журнала "Новое литературное обозрение" и исторических альманахов "Минувшее" (1993).

Окончил филологический факультет МГУ в 1973 г.

Область научных интересов: история русской литературы эпохи модернизма, теория стиха, литературоведческая библиография, история литературы русской эмиграции, проблемы современного фольклора. Кандидатская диссертация посвящена поэзии времен гражданской войны. Тема докторской диссертации "Проблемы поззии в русской критике 1910-х - первой половины 1920-х годов".

В последнее десятилетие (1987-1996 гг.) научная деятельность сосредоточена вокруг одной основной проблемы: освоение тех пластов русской культуры и литературы прежде всего, которые до 1985 г. практически не затрагивались исследователями. Освоение это ведется на различных уровнях библиографические и биографические разыскания; публикации не переиздававшихся и ранее не печатавшихся текстов со вступительными статьями и обширными комментариями (им приготовлены к печати первые в России научные издания книг стихотворений В.Ф.Ходасевича, стихов и прозы Г.В.Иванова, самое полное в мире собрание стихотворений Н.Гумилева, комментированные сборники З.Н.Гиппиус, критических статей В.Я.Брюсова, мемуаров М.А.Бекетовой о Блоке, стихов и прозы К.А.Большакова); статьи и монографии, осмысляющие художественный опыт русской литературы рубежа XIX и XX вв.: наконец, подготовка учебных пособий и популярных статей и публикаций.

Опубликовал более 150 работ.

Удостоен премии им. М.В.Ломоносова II степени за исследовательскую дилогию "Михаил Кузмин. Статьи и материалы", "Михаил Кузмин. Искусство, жизнь, эпоха" (соавт. Дж.Э.Малмстад). Две представляемые книги являются фактически исследовательской дилогией, рассматривающей жизнь и творчество Михаила Кузмина в контексте русской культуры XX в. Написанная в соавторстве с профессором Гарвардского университета Дж.Э.Малмстадом книга "Михаил Кузмин: Искусство, жизнь, эпоха" представляет собою полную и весьма подробную биографию известного русского поэта, чье творчество долгие годы практически не изучалось ни в России, ни на Западе. Помимо воссоздания (преимущественно на основании неизданных документов) хронологической канвы жизни поэта, в книге рассматриваются также основные этапы его творчества на широком фоне мировой культуры от античной до культуры 1930-х годов, причем особое внимание уделяется связям с традициями русской культуры. Если в предыдущих исследованиях, в которых разговор заходил о Кузмине, его творчество представало ориентированным прежде всего на западные традиции, то, вслед за проницательными, хотя и беглыми суждениями А.Блока, авторы книги, не упуская из виду и этих, весьма существенных связей, вводят в круг рассмотрения соотношение творчества Кузмина с культурой русского старообрядчества, традициями русского XVIII в., творчеством Пушкина, Лескова, К.Леонтьева и др. Подробно прослежена роль Кузмина в культуре своего времени, его контакты как с литературными направлениями (символизм, акмеизм, футуризм, ОБЭРИУ и др.), так и с отдельными художниками (В.Брюсов, А.Блок. Андрей Белый, Ф.Сологуб, Н.Гумилев, А.Ахматова, В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Хармс, А.Введенский, К.Сомов, С.Судейкин, Н.Сапунов, Вс.Мейерхольд, А.Глазунов и мн. др.). Творчество Кузмина воспринимается авторами как многостороннее - не только литературное, но и театральное, и музыкальное. Таким образом, в результате создается не только картина эволюции одного художника, но и панорама художественной жизни России 1900-1930-х годов.

Книга "Михаил Кузмин: Исследования и материалы" представляет развитие и дополнение первой написанной ранее. Она делится на три части, причем в первой дается краткий очерк творчества Кузмина, отнюдь не являющийся извлечением из предыдущей книги, а сконцентрированный на собственно художественных проблемах; вторая часть посвящена исследованию ряда отдельных вопросов, связанных с жизнью и творчеством Кузмина на протяжении всей его биографии; третья представляет собой извлеченные из архивов материалы с подробным и насыщенным комментарием. В этой работе автор не только рисует общую картину жизни и творчества Кузмина, но и впервые вводит в научный оборот множество материалов, касающихся как его главного героя, так и множества деятелей русской и европейской культуры конца XIX и начала XX в., от М.Горького до Д.С.Мережковского и от Вяч. Иванова до Г.Майринка или Р.Вине. Помимо этого, в ней представлены убедительные анализы ряда "темных", "заумных" произведений Кузмина, которые дают возможность прочитать его творчество по-новому, в совершенно другом свете, чем то делалось ранее, когда оно представало исключительно как образец "прекрасной ясности".