10
Календарь конференций
  • 15 марта

    Конференция СНО «Российская империя: на заре великих потрясений»

  • 26 – 27 марта

    Международная научная конференция «Датский язык вчера, сегодня, завтра»

  • 15 – 18 апреля

    V Международная конференция по эллинистике памяти И.И.Ковалевой

  • 15 – 25 апреля

    Ежегодная научная конференция "Ломоносовские чтения-2019. Секция Физики."

  • 14 января – 20 апреля

    Универсиада «Ломоносов» по международным отношениям

  • 13 – 15 мая

    международная научно-техническая конференция «Методы фотограмметрии и компьютерного зрения для видеонаблюдения, биометрии и медицинских приложений»

  • 15 – 16 мая

    IV Международная конференция «Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии»

  • 1 февраля – 15 мая

    Универсиада «Ломоносов» по геологии

  • 16 – 19 мая

    IV Международная научная конференция "Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе"

  • 23 – 24 мая

    Международная научно-практическая конференция "Новые Идеи в Геологии Нефти и Газа - 2019"

Все конференции
Программы дополни-
тельного образования
Мероприятия для школьников и учителей
Конкурсы на замещение должностей научных и педагогических работников
Программы поддержки талантливой молодежи
Гранты Президента РФ
Единая поисковая система по зарубежным базам данных
«Университет без границ»

Научные школы Московского университета

Ректор МГУ, президент Евразийской ассоциации университетов, вице-президент РАН, академик В.А. Садовничий
Опубликовано в сборнике "О научных исследованиях и научных школах. Евразийское пространство". Издательство Московского университета. 2010.

 

За годы своего развития Московский университет, стараниями многих поколений выдающихся умов, стал не только всемирно признанным лидером высшего образования, но и мощнейшим генератором научной мысли, живительным источником, из которого питались и питаются научные школы, составляющие гордость отечественной и мировой науки. На сегодняшний день МГУ располагает уникальным интеллектуальным потенциалом: более двух тысяч докторов и пяти тысяч кандидатов наук, около трехсот академиков и членов-корреспондентов РАН и отраслевых академий.

Научные школы Московского университета внесли свой вклад в развитие науки практически во всех отраслях знания.

Начнём с математики.

Работу по математизации России начал еще Леонард Эйлер, швейцарец по рождению, русский по всей последующей жизни. Прах его покоится в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга, рядом с прахом М.В.  Ломоносова и И.И. Шувалова. В Московском университете постепенный расцвет и последующий блестящий взлет математики начинается с середины XIX века.

П.Л. ЧебышёвСущественную роль в становлении математического образования в Московском университете сыграли профессора Н.Д. Брашман и Н.Е. Зернов. Учеником Брашмана был П.Л. Чебышёв — основоположник математической теории машин и механизмов, один из классиков теории приближений функций, теории чисел и теории вероятностей. Переселившись в Петербург, Чебышев всегда хранил благодарную память о своих учителях, никогда не порывал связи с Московским университетом. Портрет своего учителя Н.Д. Брашмана он хранил на письменном столе. Московский университет верен памяти своего выдающегося питомца. В Спасе на Прогнани Калужской области, где похоронен Чебышев, стараниями Московского университета создан его музей. У портрета Чебышева на мехмате всегда живые цветы.

Н.В. БугаевРубеж веков в математике отмечен именем Н.В. Бугаева, профессора Московского университета, самого влиятельного московского математика этого времени. Он был заметной фигурой московской культурной жизни, поддерживал близкие отношения с композиторами С.И. Танеевым и А.Г. Рубинштейном, историком С.М. Соловьевым, юристом Ф.Н. Плевако, медиком Н.В. Склифосовским. С ним любил беседовать Лев Толстой. Кроме того, он был отцом Бориса Бугаева, вошедшего в литературу как Андрей Белый. У которого есть такие строчки: …

И мой отец, декан Летаев,
Руками в воздух разведя
«Да, мой голубчик, — ухо вянет:
Такую, право, порешь чушь.»
И в глазках крошечных проглянет
Математическая сушь.
Широконосый и раскосый
С жестковолосой бородой,
Расставит в воздухе вопросы:
Вопрос — один; вопрос — другой;
Неразрешимые вопросы…

Н.Н. ЛузинВ начале XX века в центре внимания математиков была теория функций действительного переменного. Именно эта тематика стала предметом исследований профессоров Д.Ф. Егорова и Н.Н. Лузина. В начале века ими были доказаны основополагающие теоремы в теории функций, носящие их имена — теорема Лузина, теорема Егорова. Так возникла одна из самых знаменитых математических школ XX века — Московская школа теории функций — Лузитания.

Это были выдающиеся математики. После защиты Н.Н. Лузиным магистерской диссертации Совет — редчайший случай! — единогласно принял решение присудить ему, минуя степень магистра, степень доктора чистой математики.

В методах научно-педагогической работы Н.Н. Лузин произвел настоящую революцию: двери профессорской комнаты широко раскрылись для оживленной научной беседы со студентами, причем перед ними ставились проблемы, решение которых в данный момент не удавалось руководителю. Это был сильнейший толчок к самостоятельной творческой работе.

А.Н. КолмогоровОб этом периоде один из учеников Лузина — Д.Е. Меньшов — вспоминал: «В 1915 году мы занимались функциональными рядами, а в 1916 году — ортогональными рядами. А потом наступил 1917 год. Это был очень памятный год в нашей жизни, в тот год произошло важнейшее событие, повлиявшее на всю нашу дальнейшую жизнь: мы стали заниматься тригонометрическими рядами».

В начале 20-х годов начались исследования в области теории функций комплексного переменного. Выдающиеся результаты были получены М.А. Лаврентьевым и его учеником, будущим президентом Академии наук СССР, главным теоретиком космических программ М.В. Келдышем.

В это время А.Я. Хинчин получил первые важные результаты по теории вероятностей. В 30-ые годы крупнейший русский математик XX века А.Н. Колмогоров предложил общепринятую сегодня аксиоматику теории вероятностей, что имело огромное значение для развития этой теории и ее применения во многих областях естествознания и техники.

В конце 20-х – начале 30-х гг. Л.А. Люстерник, Л.Г. Шнирельман и А.Н. Колмогоров заложили основы функционального анализа.

А.Н. ТихоновСреди других выдающихся имен  С.Л. Соболев — создатель теории обобщенных функций и П.С.Александров — основатель советской топологической школы. Из этой школы вышли А.Н. Тихонов и Л.С. Понтрягин.

Л.С. ПонтрягинА.Н. Тихонов — автор основополагающих работ по общей топологии и функциональному анализу, по теории дифференциальных и интегральных уравнений, по математической физике и вычислительной математике. Ему принадлежит метод решения некорректно поставленных задач, известный во всем мире как метод регуляризации Тихонова. Он — основатель одной из крупнейших научных школ по математической физике и вычислительной математике. Полученные им и его учениками результаты нашли широкое применение в различных областях естествознания и техники, в том числе позволили решить ряд важных оборонных и народно-хозяйственных задач. Под его руководством были осуществлены и приняты за основу модели ядерного взрыва.

Л.С. Понтрягин оставил глубокий след во многих центральных областях современной математики, как чистой, так и прикладной. Его труды оказали определяющее влияние на развитие топологии и топологической алгебры, а созданная им теория оптимального управления и теория дифференциальных игр нашли широкое применение в различных областях, в том числе и в работах по созданию новой техники, где обязательно учитывается принцип максимума Понтрягина.

И.Г. ПетровскийВ ряду выдающихся университетских математиков назову и создавшего школу по теории систем уравнений с частными производными И.Г. Петровского, который в течение 21 года был ректором Московского университета.

Накануне революции в Московском университете сложилась крупная научная школа в области механики под руководством Н.Е. Жуковского. Он вывел формулу подъемной силы крыла самолета и сформулировал гипотезу об определении циркуляции для заданного профиля, что стало основой теоретической аэродинамики. Он же стал и основателем экспериментальной аэродинамики в России. В 1902 г. по его инициативе в Московском университете была установлена одна из первых в мире аэродинамических труб.

Н.Е. ЖуковскийВсей своей научной деятельностью в области аэромеханики Жуковский подтвердил правоту своих слов, сказанных еще в 1898 г.: «Правда, человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к силе мускулов в 72 раза слабее птицы… Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

Ученик Жуковского, С.А. Чаплыгин, работал над проблемами, связанными со скоростями, приближающимися к скорости звука, разработал теорию механизированного крыла. Значение этих работ, значительно опередивших технику, особенно велико в связи с развитием скоростной и реактивной авиации.

М.В. КелдышЗаложенные Н.Е. Жуковским, С.А. Чаплыгиным, В.В. Голубевым, М.А. Лаврентьевым, Н.Е. Кочиным и М.В. Келдышем традиции отечественной школы в области аэро- и гидродинамики получили замечательное развитие в трудах Л.Н. Сретенского, Н.А. Слезкина, Л.И. Седова и других. Начатые еще в довоенные годы И.И. Артоболевским, Б.В. Булгаковым и А.Ю. Ишлинским исследования по прикладной механике стали основой, на которой выросла известная школа в области теории гироскопов, теории колебаний и автоматического регулирования.

Становление физической науки в Московском университете связано с именем П.И. Страхова, который еще в конце XVIII века впервые начал читать курс физики на русском языке. Он организовал и оборудовал по последнему слову науки физический кабинет, широко использовал демонстрации опытов при чтении лекций и добился выделения для этого специальной аудитории (первой в Московском университете, построенной амфитеатром).

А.Г. СтолетовКрупные научные школы появились только во второй половине XIX века, прежде всего благодаря деятельности А.Г. Столетова. Ему принадлежат пионерские работы в области ферромагнетизма, установление закономерностей фотоэлектрического эффекта. А.Г. Столетов активно привлекал молодежь к научным исследованиям, организовал научный физический кружок для студентов. Он впервые создал научную школу мирового уровня. К концу XIX века ученики Столетова возглавили кафедры физики в пяти из семи существовавших в те годы университетов России.

Н.А. УмовВ конце XIX века Н.А. Умов заложил основы учения о локализации и движении энергии в сплошной среде, ввел понятие о потоке энергии (вектор Умова-Пойнтинга) и организовал Физический институт при Московском университете. Поэтические воспоминания о его лекциях оставил Андрей Белый:

И было: много-много дум,
И метафизики, и шумов…
И строгой физикой мой ум
Переполнял профессор Умов.
Над мглой космической он пел,
Развив власы и выгнув выю,
Что парадоксами Максвелл
Уничтожает энтропию, —
Что взрывы, полные игры,
Таят томсоновые вихри
И что огромные миры
В атомных силах не утихли.

П.Н. ЛебедевВ 1900 г. профессором физико-математического факультета стал П.Н. Лебедев. Это был экспериментатор-виртуоз. Он обнаружил эффект давления света на твердые тела и газы и сумел измерить величину этого давления. В начале 1912 г. кандидатура Лебедева была представлена на соискание Нобелевской премии, однако, к сожалению, в марте 1912 г. он умер, не дождавшись этой почетной награды.

Среди учеников П.Н. Лебедева — выдающиеся физики П.П. Лазарев, С.И. Вавилов, Н.Н. Андреев, В.К. Аркадьев, Т.П. Кравец, А.С. Предводителев и многие другие.

В 20-ые годы работы академика С.И. Вавилова и профессора В.Л. Левшина заложили основы нелинейной оптики — раздела оптики, связанного с изучением и применением явлений, обусловленных нелинейным откликом вещества на действие светового поля.

С.И.Вавилову принадлежит важная роль в понимании природы свечения, открытого его учеником П.А. Черенковым. Теорию эффекта Вавилова-Черенкова разработали И.Е. Тамм и И.М. Франк, которые совместно с П.А. Черенковым в 1958 г. получили за это Нобелевскую премию.

И.Е. ТаммНаучная школа П.Н. Лебедева дала еще одно плодотворное ответвление. В предвоенные годы начали развиваться исследования по геофизике, которые возглавил один из ближайших учеников П.Н. Лебедева академик П.П. Лазарев. Развитие геофизических исследований связано с именами В.В. Шулейкина, О.Ю. Шмидта, А.М. Обухова и других.

Особая страница развития физической науки в Московском университете связана с именем академика Л.И. Мандельштама. Он создал мощную научную школу, представители которой работали в области физики колебаний, оптики, молекулярной и теоретической физики. В числе его учеников — академики А.А. Андронов, Г.С. Ландсберг, М.А. Леонтович, В.В. Мигулин и др.

Л.И. МандельштамВ 1928 г. Л.И. Мандельштам и Г.С. Ландсберг, изучая рассеяние света на кристаллах кварца, обнаружили новое явление — так называемое комбинационное рассеяние света, что привело к возникновению нового направления в молекулярной спектроскопии. Практически одновременно с ними это же явление наблюдали в других средах индийские физики К.С. Кришнан и Ч.В. Раман, который в 1930 г. получил за это Нобелевскую премию. Курьезный исторический факт. Когда Раман посетил лабораторию Мандельштама, он сказал, что он счастлив оказаться в лаборатории, в которой был открыт эффект Рамана.

Перед самой войной академик Д.В. Скобельцын создал на физическом факультете кафедру атомного ядра и радиоактивности, а затем на ее основе Научно-исследовательский институт ядерной физики, ныне носящий его имя.

Д.В. Скобельцыну принадлежат выдающиеся открытия и идеи, на десятилетия предвосхитившие развитие физики космических лучей и физики высоких энергий. Это, в первую очередь, экспериментальное доказательство справедливости квантовой электродинамики, открытие космических лучей как частиц высокой энергии, открытие ливней из частиц космических лучей, открытие ядерно-каскадного процесса в космических лучах.

Ученики и последователи Д.В. Скобельцына, включая академика С.Н. Вернова, сменившего Скобельцына на посту директора НИИЯФ, получили выдающиеся результаты в области физики космоса и космических лучей.

Л.Д. ЛандауТеоретическая физика в Московском университете была представлена такими славными именами, как лауреат Нобелевской премии академик Л.Д. Ландау, профессора А.А. Власов, Д.Д. Иваненко, А.А. Соколов.

Н.Н. БоголюбовПриход в университет Н.Н. Боголюбова положил начало развитию новой научной школы физиков-теоретиков. Н.Н. Боголюбов — создатель новой нелинейной механики, автор ряда важнейших результатов в области квантовой теории поля и теории элементарных частиц, создатель микроскопических теорий сверхтекучести и сверхпроводимости. Масштаб его вклада в науку огромен.

50 лет назад возник новый раздел физики — квантовая электроника. Академики А.М. Прохоров и Н.Г. Басов получили за основополагающие работы в этой области Нобелевскую премию.

Под руководством академика Р.В. Хохлова (ректора Московского университета) и профессора С.А. Ахманова формируется школа по теоретическому и экспериментальному исследованию нелинейных волн. Ими были разработаны основы современной квазиоптики нелинейных диспергирующих анизотропных сред.

Астрономические исследования в Московском университете были начаты еще в XIX веке профессором В.К. Цераским — одним из пионеров астрофотометрии. С 1898 г. непрерывно пополняется «стеклянная библиотека»  — собрание каталогов звезд, одно из наиболее богатых в мире.

А.М. ПрохоровМеждународное признание получили школа релятивистской астрофизики академика Б.Я. Зельдовича, школа радиоастрономии, созданная профессором И.С. Шкловским, школа физики двойных звездных систем профессора Д.Я. Мартынова.

Корни университетской биологической науки — на медицинском факультете, одном из трех слагаемых Московского университета в 1755 г. Гуманные цели медицины и пытливый интерес естествоиспытателей к удивительному разнообразию живой природы — вот те стимулы, которые определили направление биологических традиций в Московском университете, воодушевили наших предшественников и дошли до нас не слишком видоизмененными, но углубленными и дополненными усилиями многих поколении ученых.

Уже в XVIII веке на нынешнем проспекте Мира существовал Московский аптекарский огород, где растет пальма, посаженная Петром I, и ставший впоследствии первым Ботаническим садом Московского университета. В середине XIX века там открылся Зоологический музей, потом — Зоосад.

И.М. СеченовВ XIX веке Московский университет становится признанным центром научных исследований в зоологии, ботанике, анатомии и физиологии. В это время в университете начинают активную работу два ученых, с именами которых связано мировое признание научных школ российской биологии — И.М. Сеченов и К.А. Тимирязев.

И.М. Сеченов открыл явление центрального торможения — задерживающее влияние нервных центров головного мозга на двигательную активность организма. Этот феномен был положен в основу учения о взаимоотношениях организма и среды. Он стал родоначальником отечественной физиологической школы — «отцом русской физиологии».

К.А. ТимирязевК.А. Тимирязев исследовал процессы жизнедеятельности растений — фотосинтеза, водного режима, минерального питания. Он воспитал плеяду талантливых учеников — В.И. Палладин, С.Г. Навашин, Д.Н. Прянишников, А.Н. Строганов.

В начале XX века закладываются основы современных направлений физико-химической биологии, благодаря открытиям, позволившим начать проникновение в суть работы молекулярной машины живых существ. Начались интенсивные исследования биохимии, молекулярной биологии, молекулярной генетики, биофизики живых существ.

Развитие физико-химической биологии связано с именем Н.К. Кольцова. Его исследования сократимости клеток, цитоскелета перерастают в направление, которое позже можно будет назвать молекулярной генетикой и медицинской генетикой. По его инициативе в университете с 1924 года С.Н. Скадовским начинается курс «физико-химической биологии» на кафедре, руководимой основателем отечественной гидробиологии Зерновым. Кстати, Скадовский, еще будучи студентом физико-математического факультета университета, создал и передал университету зоолого-ботаническую биостанцию под Звенигородом. И сейчас Звенигородская биостанция, носящая ныне имя С.Н. Скадовского, продолжает служить образованию и научным исследованиям университетских биологов.

Н.К. КольцовВажную страницу в истории биологии вписал С.Е. Северин — основатель университетской школы биохимиков.

А.Н. Белозерский заложил основы ряда научных направлений физико-химической биологии, связанных с изучением нуклеиновых кислот, которым тогда еще не придавали значение основного носителя генетической информации в живых организмах.

В связи с развитием биофизики в Московском университете назову имена академика А.Н. Теренина, профессора Б.Н. Тарусова, академика А.А. Красновского, профессора Л.А. Блюменфельда.

В последние десятилетия особо интенсивно и эффективно развиваются исследования в области молекулярной биологии, молекулярной генетики, клеточной биологии, биоинженерии.

Н.Д. ЗелинскийПервым российским химиком по праву считается Ломоносов, но становление крупных научных школ по химии в Московском университете фактически приходится на конец XIX века. Создателем первой такой школы был В.В. Марковников, которому принадлежат важнейшие работы в области органической химии и первые систематические работы по химии нефти. Эти направления исследований были продолжены выдающимся ученым Н.Д. Зелинским, сформировавшим новое направление — органический катализ. Н.Д. Зелинский создал в Московском университете знаменитые школы химиков-органиков, нефтехимиков и каталитиков, яркими представителями которых являются академики А.Н. Несмеянов, С.С. Намёткин, Б.А. Казанский, А.А. Баландин, профессор А.Ф. Платэ.

В.В. МарковниковАкадемику А.Н. Несмеянову, в годы ректорства которого был построен комплекс зданий университета, принадлежат основополагающие исследования в области элементоорганической химии, а также важные и оригинальные серии работ по органической и теоретической химии и по созданию синтетических пищевых продуктов. Среди его учеников — академики О.А. Реутов и Н.К. Кочетков.

На рубеже XIX–XX веков в университете были сформированы первые физико-химические школы академика И.А. Каблукова и профессора В.Ф. Лугинина, основавшего первую в России термохимическую лабораторию и создавшего своего рода научную династию: А.В. Раковский, Я.И. Герасимов.

Крупные школы в области неорганической химии создали академики Н.С. Курнаков, В.И. Спицын и А.В. Новоселова, в области аналитической химии — академик И.П. Алимарин, в химии полимеров — академик В.А. Каргин, в химии белка и нуклеиновых кислот — М.А. Прокофьев. Годы его работы в должности министра были временем взлета нашей системы образования.

 Н.Н. СемёновГордостью Московского университета и отечественного естествознания являются работы академика Н.Н. Семёнова — создателя теории цепных разветвленных реакций, горения и взрывов, единственного в нашей стране лауреата Нобелевской премии по химии.

Науки о земле ведут свое начало от кафедры натуральной истории медицинского факультета и Музея натуральной истории с его минералогическими коллекциями. Мощное становление геологии приходится на вторую половину XIX века и отмечено именем Г.Е.Щуровского — основоположника московской школы геологов.

На рубеже веков в научной жизни Московского университета появилась фигура исключительного масштаба — В.И. Вернадский — выдающийся мыслитель, естествоиспытатель, минералог и кристаллограф, один из основоположников геохимии и биогеохимии, радиохимии, космохимии, гидрохимии; радиогеолог; историк науки, основоположник учения о биосфере.

В.И. Вернадский«Школа Вернадского сделалась не лозунгом, а настоящим центром научной мысли, и крупные люди — профессора, академики вырастали около него, всегда питаясь жизненными соками его идей», — писал его ученик академик А.Е. Ферсман.

В Московском университете сформировались крупнейшие геологические научные школы. Это прежде всего школа академика Н.В. Белова по структурной кристаллографии, учениками и последователями которого только за последнее десятилетие на Кольском полуострове, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке открыто 78 новых минералов. Это — школы профессоров И.О. Брода и Н.Б. Вассоевича, школа академика В.И. Смирнова, связанная с изучением закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых; школы профессоров А.И. Заборовского и В.В. Федынского, академика Е.М. Сергеева.

Признание геологических школ выразилось в том, что около 20 минералов названы в честь преподавателей и сотрудников геологического факультета МГУ.

Успехи географии в Московском университете были связаны в первую очередь с деятельностью замечательного русского ученого Д.Н. Анучина и его учеников. Д.Н. Анучину принадлежит выдающаяся роль в разработке теории географии. Его работы стали краеугольным камнем в развитии общей и региональной геоморфологии в России.

Гуманитарные науки играли особую роль в становлении Московского университета, поскольку именно с ними было связано развитие национального самосознания — важного условия становления науки и образования

А.Х. ВостоковXIX век — эпоха становления филологических научных дисциплин. Начало подлинно научного изучения истории русского литературного языка прошлого и старославянского языка было положено выдающимся русским лингвистом А.Х. Востоковым, который первым применил к исследованию славянских языков сравнительно-исторический метод, первым разграничил старославянский и церковнославянский языки.

Ф.И. БуслаевФ.И. Буслаев много сделал для комплексного изучения памятников древнерусской литературы. Н.С. Тихонравов, в 1866 г. осуществил научное издание «Слова о полку Игореве».

Ф.Ф. Фортунатову принадлежит заслуга в формировании Московской лингвистической школы, которая оказала существенное влияние на дальнейшее развитие отечественного и зарубежного языкознания. Сам Фортунатов был ученым-энциклопедистом и прекрасным педагогом. Среди его учеников — лучшие умы лингвистики XX века: А.А. Шахматов, Д.Н. Ушаков, Н.Н. Дурново, А.М. Пешковский и многие другие. А.А. Шахматов связал историю языка с историей народа.

Классическая филология в XIX веке отмечена рядом выдающихся имен. Это и Ф.Е. Корш — виднейший востоковед и филолог энциклопедического склада, связавший изучение языка с теорией музыки, стиховедением. Но, пожалуй, самое известное имя, связанное, правда, не столько с классической филологией — это И.В. Цветаев. Он был первым в России специалистом по италийским языкам и латинской эпиграфике. Но в историю Московского университета — и в историю вообще — он вошел прежде всего как основатель Музея изящных искусств. Один из крупнейших музеев страны вырос из кабинета изящных искусств Московского университета. Для музея была приобретена богатейшая коллекция копий античной и средневековой скульптуры, в дар была передана обладающая мировым научным значением коллекция памятников древнеегипетского искусства. Так Московский университет не только укрепил и расширил базу для научных исследований, но и внес значительный вклад в развитие русской культуры.

И.В. ЦветаевКлассическая филология как область знания является фундаментальной составляющей для гуманитарных наук в целом, ее развитие тесно переплетено и с развитием философии, и с развитием истории.

М.В. ЛомоносовПервым историком Московский университет по праву считает М.В. Ломоносова. Труды Ломоносова по истории — это и научные изыскания первопроходца в отечественной исторической науке, и публицистические произведения. Вот исполненное высокого пафоса кредо Ломоносова-историка: «История … дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судьям — правосудия, младым — старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах…»

М.Т. Каченовский стал основоположником так называемой «скептической школы», которая провозглашала необходимость тщательного выяснения подлинности источников и истинности сообщаемых в них сведений. Это с ним и с другим профессором — И.И. Давыдовым — спорил о подлинности «Слова о полку Игореве» Пушкин во время своего посещения университета в 1832 г.

Середина XIX века отмечена именами двух выдающихся историков: М.П. Погодина и Т.Н. Грановского. Погодин много сделал для становления традиций взаимоотношений профессоров и студентов: приглашал студентов для занятий в собственном доме, где у него была богатейшая коллекция древнерусских рукописей и книг. Погодин первым из профессоров Московского университета попытался сформулировать цельную концепцию истории России, обосновать своеобразие ее исторического развития.

С.М. СоловьевС.М. Соловьев создал «Историю России с древнейших времен», которая ознаменовала новый этап развития российской исторической науки. Он изучал русскую историю как органический процесс, от возникновения древнерусского государства до второй половины XVIII века.

В.О. КлючевскийВ.О. Ключевскому принадлежит ведущая роль в постановке проблем социальной истории, которая смогла расширить рамки чисто «событийной» истории.

Среди выдающихся историков, работавших в Московском университете уже в XX веке, надо назвать археографа и археолога академика Ю.В. Готье, крупнейшего специалиста по истории Киевской Руси академика Б.А. Рыбакова, основателя Новгородской археологической экспедиции МГУ, открывшего «берестяные грамоты» А.В. Арциховского и многих других.

Среди основателей философских научных школ отмечу прежде всего В.Соловьева, сына великого историка и ректора Московского университета С.М.Соловьева. Соловьевское направление можно считать самой яркой философской школой в дореволюционной России. Среди других выдающихся имен — И.А. Ильин, получивший в 1918 г. за свою диссертацию «Учение Гегеля о конкретности Бога и человека» докторскую степень, минуя магистерскую. Особо значительна роль князя С.Н. Трубецкого. Выдающийся историк античной философии, он много потрудился для организации Московского университета на принципах свободы научного поиска и автономии. В тревожную пору революционных событий 1905 года он стал первым избранным ректором Московского университета. Университет являлся для философа научным воплощением и реализацией той «соборной природы человеческого сознания», о которой написана одна из лучших его философских статей. Его сын Н.С. Трубецкой, питомец историко-филологического факультета, продолжил славу отца в эмиграции, став одним из основателей Пражской лингвистической школы и идейного течения евразийства.

В этом ряду следует назвать и Г.Г. Шпета, возглавлявшего Институт научной философии при Московском университете.

После воссоздания философского факультета в 1941 г. происходит трудный процесс развития научной философии вопреки идеологическим штампам. Возникают научные школы по логике и истории философии. В Московский университет возвращаются «старые» кадры, получившие образование еще в дореволюционное время: А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус и другие.

Истоки психологии в нашей alma mater восходят к ее основателю — М.В. Ломоносову. В своем «Кратком руководстве к риторике» он провел анализ разнообразных познавательных процессов и страстей человека. «Искусный ритор, — пишет Ломоносов, — при возбуждении и утолении страстей должен стараться, как бы подобные случаи так живо слушателям в слове изобразить, чтобы они предлагаемое дело как перед глазами видели». Предпринятое Ломоносовым подробное описание и классификация многочисленных страстей, в том числе особенностей их внешнего выражения, причин возникновения, а также советы (правила) по воспитанию страстей можно считать основой первой научной психологической школы. Это направление психологической мысли сегодня повсеместно именуют «школой убеждающей коммуникации».

В качестве самостоятельной научной отрасли психология сложилась довольно поздно, развиваясь преимущественно в составе других областей гуманитарного знания. Так, например, в середине XIX века на кафедре российского законодательства юридического факультета работал известный историк, правовед и психолог К.Д. Кавелин.

Огромное значение для становления и развития научных психологических школ в Московском университете и России в целом оказало созданное при нем Психологическое общество, которое на долгие годы стало центром философской мысли России. Его членами были В. Соловьев, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков; С.С. Корсаков, В.П. Сербский, Г.И. Россолимо, И.М. Сеченов, Л.Н. Толстой, А.А. Фет и др. На его заседании в марте 1887 г. с рефератом «О понятии жизни» выступил Л.Н. Толстой.

А.Н. ЛеонтьевНа этом фундаменте создается Психологический институт, который возглавил видный российский психолог Г.И. Челпанов. Школу Института прошел и декан-основатель факультета психологии А.Н. Леонтьев.

С именем А.Н. Леонтьева связан период расцвета университетской психологии. Он создал революционную для своего времени психологическую теорию деятельности, выступившую идейной основой одного из ведущих научных направлений современной психологии.

Соратник Леонтьева, А.Р. Лурия основал не просто школу, но новую область психологического знания — нейропсихологию. По сей день работы Лурия относятся к числу наиболее цитируемых в мировой психологии. И, как знать, может быть, благодаря его работам хирурги в Америке перестали удалять участки мозга, которые, по их мнению, отвечали за агрессию.

Среди выдающихся имен психологической науки в Московском университете назову П.Я. Гальперина, создателя теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, Б.В.Зейгарник, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского — создателя «культурно-исторического подхода» в психологии.

Выдающийся вклад в развитие экономической школы Московского университета внес А.И. Чупров. В круг его научных интересов входили не только теоретические вопросы политической экономии, но и история экономических учений, отраслевая экономика, статистика, аграрные проблемы.

К сегодняшнему дню в Московском университете успешно работают школы таких экономистов, как В.С. Немчинов, С.С. Шаталин, Т.С. Хачатуров, А.И. Анчишкин, Н.А. Цаголов, Д.И. Валентей, С.К. Татур.

Юридический факультет — один из трех старейших факультетов Московского университета. Первый русский профессор-правовед Московского университета С.Е. Десницкий стал родоначальником первой научной школы в русской юриспруденции. Десницкий был сторонником применения самых различных методов познания русского права, но важнейшим среди них он считал метод исторический. Придавая большое значение изучению истории русского права Десницкий учитывал, что действовавшее в России законодательство было глубоко укоренено в истории, оно отличалось большой спецификой по сравнению с законодательством западноевропейских стран, которую невозможно было понять, не проследив исторического развития правовых институтов, изменения в ходе истории русского общества содержания юридических понятий и терминов.

Наряду с исторической школой в юриспруденции в конце XVIII – начале XIX века сформировалась догматико-практическая школа, представленная З.А. Горюшкиным и Н.Н. Сандуновым.

С.А. МуромцевВ конце XIX века формируется школа «социологической юриспруденции», связанная с именем С.А. Муромцева, председателя первой Думы России, проводившего в своих трудах доктрину, согласно которой право создается не только «велениями государства»  — «сверху», но и в процессе развития общественных отношений, то есть «снизу».

М.М. КовалевскийНаиболее ярким представителем историко-сравнительного направления в юриспруденции был М.М. Ковалевский.

В истории науки бывали трудные, иногда трагические периоды, содержание которых определялось не столько собственно научными, сколько историческими — политическими, идеологическими — факторами. Вспомним «философский пароход», борьбу с идеализмом в физике, с  «буржуазной генетикой», репрессии биологов после известной сессии ВАСХНИЛ.

Всегда —и в трудные, и в радостные годы — ученые Московского университета были со своей страной, отдавая ей все свои знания, своим примером воспитывая молодежь в духе патриотизма и бескорыстного служения науке.

В трудные периоды нашей истории ученые Московского университета всегда беззаветно отдавали свои знания, свой профессионализм на благо своей Родины. Медики университета совершили беспримерный подвиг в годы войны 1812 года. В годы первой мировой войны Н.Д. Зелинский изобрел противогаз. В годы Великой Отечественной войны многие ученые вели работы, необходимые для обороны страны. Огромное значение имела разработка в лаборатории Б.А. Кудряшова препарата на основе тромбина, стимулирующего свертывание крови, и его использование в полевой хирургии. Этот препарат принес реальную помощь и облегчение многим сотням тысяч раненых, тысячам тяжелораненых он спас жизнь. Университетские математики выполнили важные исследования для артиллерии. Эти примеры можно продолжать и продолжать.

Н.Д. ЗелинскийРабота по оборонной тематике продолжилась и в послевоенные годы. В это время перед страной встала задача развития ядерной и космической программ, сверхзвуковой авиации. Ученые Московского университета, его выпускники внесли достойный вклад в решение этих грандиозных задач. Физики, химики, математики, биологи поистине совершили научный подвиг ради укрепления обороноспособности Отечества.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех научных школах Московского университета, ни в исторической перспективе — все-таки четверть тысячелетия! — ни в описании современной картины. Я рассказал об основоположниках научных школ, специально не останавливаясь на вкладе современных выдающихся ученых, которые продолжают традиции своих великих учителей и составляют сегодняшнюю славу Московского университета. Их вклад в науку обязательно найдет достойное место в истории университета.

В своей статье я хотел показать, на самых ярких примерах, обращаясь к наиболее известным школам и их самым выдающимся представителям, что научные школы Московского университета составляют славу и гордость и российской, и мировой науки. Думаю, не ошибусь, если скажу, что роль научных школ Московского университета была, в масштабах отечественной науки, определяющей в целом, а в мировом масштабе — безусловно лидирующей во многих областях знания.

Это — не единственный вывод, который я хотел бы сделать. Достижения научных школ Московского университета — это в то же самое время достижения университетского образования, постоянно питающегося живой научной мыслью. И если МГУ занимает сейчас лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве, то во многом это заслуга его научных школ.

Следует сделать и еще один важный вывод. Именно благодаря достижениям наших научных школ российская наука стала таким национальным достоянием, которое во многом определяет авторитет нашего государства в мире.

Отдельно надо сказать и о том значении, которое имеет деятельность целого ряда наших научных школ для развития экономики страны, ее обороноспособности.

У научных школ есть еще одна, важнейшая миссия — культурно-просветительская, нравственная. Об этом писал ещё М.В. Ломоносов:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Сегодня наука в Московском университете развивается интенсивно и эффективно. В последние годы учёными МГУ получены выдающиеся результаты в различных областях знания, в том числе в приоритетных направлениях науки и технологий.

По объему производимой научной продукции в виде публикаций в ведущих научных журналах МГУ занимает первое место в России. Недавно Московскому университету вручена премия крупнейшего мирового издателя научной литературы Elsevier как российской организации с наибольшим числом публикаций в научно-технической и медицинской литературе.

В МГУ создан один из самых эффективных и быстрых мировых супервычислительных комплексов — суперкомпьютер «Ломоносов», занимающий 12-е место в рейтинге Top-500 самых мощных суперкомпьютеров мира и имеющий производительность свыше 400 Тфлопс, которая увеличится в течение 2010 года до 1 Пфлопс, а также суперкомпьютеры «Чебышев» (около 60 Тфлопс), IBM/BlueGene (28 Тфлопс) и другие вычислительные комплексы.

К 250-летию МГУ в 2005 г. был запущен научно-образовательный спутник «Татьяна», благодаря которому были открыты новые физические явления в околоземном космическом пространстве. В 2009 г. запущен новый университетский спутник «Татьяна-2», который будет изучать воздействие Солнца на атмосферу Земли. К 300-летию М.В. Ломоносова готовится к запуску большой научно-исследовательский и образовательный спутник «Михайло Ломоносов» на отдельном ракетоносителе.

Закуплен и готовится к началу эксплуатации второй по размеру и разрешающей способности в России (и один из крупнейших в мире) астрономический оптический телескоп.

За последние пять лет университет приобрел более 500 единиц уникального оборудования, которое позволяет проводить научные исследования на самом современном уровне.

Активно развивается инновационная инфраструктура Московского университета: успешно работают первый в университетах России Научный парк, совместные лаборатории с крупнейшими российскими и зарубежными промышленными компаниями, Центр трансфера технологий, планируется создание биотехнологического бизнес-инкубатора.

Московский университет — инициатор проведения Фестивалей науки в России, которые стали ежегодными. Уже проведено четыре Фестиваля науки, которые фактически стали общероссийскими.

Научная библиотека МГУ входит в число самых крупных запасников научной литературы России. Её фонды насчитывают около 9 млн единиц хранения, из них более 2 млн — литература на иностранных языках. Коллектив МГУ обеспечен научной литературой и в виде современных информационных ресурсов. В настоящее время МГУ подключен ко всем крупным научным информационным системам, что соответствует уровню лучших университетов США и лучше большинства ведущих университетов Европы, а эффективность использования научной литературы (объем читаемой литературы в расчете на затраты) является самой высокой в стране.

Таким образом, стратегия развития Московского университета как крупнейшего научно-образовательного комплекса России и одного из ведущих мировых исследовательских вузов предусматривает сочетание традиционно успешных образовательных и научно-исследовательских направлений деятельности с прорывными направлениями, приоритетными для развития инновационной экономики России — экономики, основанной на фундаментальных знаниях, включающих широкий комплекс научно-исследовательских дисциплин специального и междисциплинарного профиля.